Фрагмент для ознакомления
2
Особенно актуальной может быть организация научного диалога в сфере современных исследовательских публикаций. Существует множество направлений науки, которые развиваются настолько стремительно, что требуют от специалиста не ограничиваться академическими знаниями и быть в курсе всех новейших разработок.
Электронная библиотека в этом случае не может стать полноценной дискуссионной платформой для ученых, но может быть включена в комплекс образовательной или научной среды, позволяющей дискутировать и делиться научными разработками.
Одновременно с этим возникают вопросы о реализации авторского права по отношению к электронной документации, а также коммерциализации научного знания и литературного творчества.
Среди перспектив развития электронной библиотеки можно отметить поиск новых путей взаимодействия с авторским правом, который будет сочетать в себе и общедоступность источников информации, и соблюдение уникальных прав автора на созданный им текст, фильм, музыкальную композицию.
В силу общей неразработанности вопросов правового обеспечения творчества в нашей стране, это направление представляется наиболее сложным и спорным [7, 134].
Электронные библиотеки в данный момент обретают огромное значение в сфере сохранения национальной идентичности, что особенно актуально для небольших стран и народов, обладающих специфической и не известной широкой аудитории культурой, которая может быть в скором времени нивелирована всемирной глобализацией.
В настоящий момент повсеместно ведется использование электронных библиотек для сохранения и развития национально-культурного и национально-научного достояния, формирование электронных коллекций и библиотек этнической литературы.
Огромное место электронные библиотеки заняли и в сфере обучения, в частности дистанционного, предполагающего доступ к информации из точки пространства вне учебного заведения. Такая тенденция приводит к появлению частных электронных библиотек отдельных учебных заведений, освещающих научные достижения и методические разработки педагогов этого отдельно взятого учреждения, призванные помочь его студентам в освоении специальностей.
В таком развитии библиотечной системы реализуется принцип открытого образования, декларируемый современной образовательной стратегией РФ.
Электронная система библиотеки, размещенная в сети, а не распространяющаяся на носителях, облегчает работу по статистической оценке запроса на определенные серии, издания, отдельные книги, дает возможность автоматической обработки частотности обращений и позволяет сделать выводы о востребованности различных изданий и направлений знания.
Образовательные и потребительские потребности населения в данный момент изучены слабо и во многом диктуются не информационным запросом со стороны населения, а доступностью той или иной литературы. В условиях свободного доступа к различным источникам знания можно будет достовернее оценить реальную картину запроса потребителя.
То же касается и спроса на создание целых электронных библиотек: перспективы отдельных библиотек различной тематики в данный момент еще сложно оценить, и не выделены с необходимой уверенностью те области знания, которые требуют работы с электронной информацией. Можно отметить, что это исторические документы, законодательная сфера, все сферы знания, зависимые от периодических изданий, сфера образования, обращающаяся к монументальным трудам [2].
Но это лишь основные крупные направления применения электронных библиотек, которые довольно мало позволяют сказать о частностях, и потому требуется глобальная работа в определении тематических запросов учащихся, научных работников, других слов населения. Определение перспективного ассортимента услуг дистанционного обучения в сфере базового профессионального образования, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования.
Прогнозирование динамики спроса на определенные виды контента электронной библиотеки на среднесрочную перспективу является на сегодняшний момент важнейшей задачей развития системы электронных библиотек.
Актуальные проблемы межкультурного и межнаучного взаимодействия так же в дальнейшем могут быть решены при помощи электронных библиотек. На данном этапе такая возможность затруднена необходимостью частого обновления контента, то есть работой в том числе и с периодикой, а также языковым порогом и необходимостью перевода большого числа научных трудов на один язык, выступающий в качестве межнационального.
В данные момент несколько таких библиотек уже существует на английском, русском, французском языках, но это направление является развивающимся и еще находится в поиске рациональных путей представления материалов. Среди подобных библиотек можно назвать: Европейскую электронную библиотеку «Europeana», Open Library — проект некоммерческой организации Internet Archive, Gallica — франкоязычный архив [3, 76].
Гораздо проще обстоит вопрос с представлением визуального контента, который не требует перевода или мультиязычного представления, например, библиотек художественных полотен. Как один из интересных феноменов этого спектра можно назвать Нотную библиотеку classON.ru.
Очевидно, что развитие электронных библиотек в таком формате не может быть выстроено только на инициативе самих библиотек, но предполагает поддержку государства, и определенные тенденции в государственной политике, направленные на открытость национального информационного сообщества и межнациональное научное сотрудничество.
Большой шаг в этом направлении в последнее десятилетие сделала Великобритания, активно вступившая в процесс сотрудничества с другими странами в области науки и образования. Опыт оцифровки библиотечных фондов в Великобритании был изучен при работе над проектом создания Национальной электронной библиотеки России. Но пока не все страны настроены так оптимистично по отношению к политике совместного научного развития.
Среди факторов, обеспечивающих дальнейшую эволюцию электронных библиотек можно назвать:
1. Стоимость хранения данных;
2. Качественное усовершенствование техники;
3. Необходимость мобильного доступа к ресурсам.
В то время как стоимость создания новых и поддержания старых зданий для хранения печатных изданий будет только возрастать, цена электронного хранения снижается приблизительно на 30% ежегодно.
При этом улучшается и техническое обеспечение библиотек: мониторы компьютеров стали более удобными и уже не вызывают большого напряжения зрения у пользователя; появились программы, позволяющие распознавать речь и переводить ее в текст, а также программы, распознающие текст на отсканированных документах.
В данный момент эти стратегии еще несовершенны, но можно надеяться, что вскоре технический прогресс создаст условия для комфортного поиска по всем видам документов.
Как уже неоднократно упоминалось выше, современный мир требует от человека мобильности. Развивается межнациональное и межрегиональное взаимодействие, существуют крупные компании с филиалами по всему миру. Зачастую человеку приходится часто перемещаться, бывать в командировках, менять место жительства в связи со сменой работы. В таких условиях сложно позволить себе быть привязанным к собственной или общественной библиотеке, и гораздо удобнее иметь необходимые издания в оцифрованном виде, чтобы получать доступ к ним из любой точки земного шара.
Развитие электронных библиотек во многом будет определяться способностью отдельных людей и организаций находить пути адекватного использования технологий, усваивать и принимать неизбежные перемены в информационном пространстве и создавать требуемые социальные условия.
Информацией занимаются многие, и каждый привносит свой опыт, знания и ресурсы. Для фундаментального изменения системы требуются согласованные изменения в экономических, социальных, юридических взаимоотношениях всех участников. Электронные библиотеки зависят от людей и не могут быть созданы быстрее, чем могут адаптироваться люди и организации, чем эта работа будет регламентирована законодательством. Это относится и к создателям, и к пользователям, и к персоналу библиотек.
Очевидно, что работа с электронными библиотеками, система которых в дальнейшем усложнится, потребует подготовки новых специалистов библиотечной сети, владеющих не только навыками библиотечного дела, но и цифровыми технологиями [4, 115].
В свою очередь это потребует модернизации образования с целью обучения специалистов, создания курсов переподготовки для опытных кадров. Такая работа в настоящий момент ведется, но не реализована в широком формате.
Виной тому малое финансирование, направленное на обучение специалистов, проблемы авторского права на программное обеспечение, когда обучение специалиста работе с ПО может проходить только в регламентированных условиях, специальной организацией.
Эти проблемы в свою очередь ставят вопрос о необходимости доработки интерфейсов современных электронных библиотек с целью
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Антопольский А.Б. Лингвистическое обеспечение электронных библиотек / А.Б. Антопольский. – М.: НТЦ Информрегистр, 2002. – 258 c.
2. Антопольский А.Б. Правовые и технологические проблемы создания и функционирования электронных библиотек / А.Б. Антопольский. – М.: Патент, 2008. – 207 с.
3. Антопольский А.Б. Электронные библиотеки в образовании. Монография / А.Б. Антопольский. – М.: НТЦ Информрегистр, 2009. – 95 с.
4. Армс В. Электронные библиотеки / В. Армс. – М.: ПИК ВИНИТИ, 2001. – 273 с.
5. Бейнбридж Д. Электронные библиотеки в образовании: специализированный учебный курс / Д. Бейнбридж. – М.: Институт Юнеско по информационным технологиям в образовании, 2006. – 202 с.
6. Белозерова Н.Н., Чуфистова Л.Е. Шекспир и компания, или использование электронных библиотек при лингвистическом исследовании. Учебное пособие / Н.Н. Белозерова, Л.Е. Чуфистова. – 2-е изд. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011. – 296 с.
7. Будашкина С.Н. Роль библиотеки в формировании информационной и культурной среды региона / С.Н. Будашкина. – Киров: Кировская государственная универсальная областная научная библиотека им. А.И. Герцена, 2012. – 340 с.
8. Воропаев А.Н., Леонтьев К.Б. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. – 60 c.
9. Вуль В.А. Электронные издания / В.А. Вуль. – СПб.: Петербургский институт печати, 2001. – 308 с.
10. Городнова А.А. Электронные библиотеки, электронные каталоги и базы данных. Учебное пособие / А.А. Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2009. – 176 с.
11. Данилов Г.В. Менеджмент вузовских библиотек: роль библиотеки в обеспечении учебного процесса вуза в контексте новой парадигмы образования / Г.В. Данилов. – Гродно: ГрГУ, 2005. – 224 с.
12. Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы. Публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг. – М.: ФАИР, 2007. – 528 с.
13. Зуйкина К.Л. Электронные библиотеки в России. Текущий статус и перспективы развития / К.Л. Зукина. – М.: Ваш формат, 2017. – 120 с.
14. Лаврик О.Л. Академическая библиотека в современной информационной среде / О.Л. Лаврик. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2003. – 251 с.
15. Лапо П.М., Соколов А.В. Введение в электронные библиотеки / П.М. Лапо, А.В. Соколов. – Бруклин: Scout, 2004. – 92 с.
16. Майстрович Т.В. Электронный документ в библиотеке / Т.В. Майстрович. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 144 с.
17. Монахов В.Н. Правовые рекомендации для создателей и владельцев электронных библиотек / В.Н. Монахов. – М.: Российская ассоциация электронных библиотек, 2006. – 52 с.
18. Полникова Е.М., Шабанова С.М. Научная электронная библиотека elibrary.ru: Руководство пользователя / Е.М. Полникова, С.М. Шабанова. – М.: РУНЭБ, 2010. – 48 с.
19. Степанов В.К., Моисеева М.В. Электронные библиотеки в образовании. Программа специализированного учебного курса / В.К. Степанова, М.В. Моисеева. – М.: Изд. дом Обучение-Сервис, 2006. – 16 с.
20. Шрайберг Я.Л. Авторское право и библиотеки / Я.Л. Шрайберг. – М.: ГПНТБ России, 2007. – 48 с.